Category: путешествия

call me captain

Швеция, приплыли

 Лаисэльвен (Laisälven) – судя по лоции река, похожая на Тумчу J Шли без просмотра, о чем не пожалели, смотреть там нечего. Разве что в одном месте слегка напугались, приехав в вертикальную часть 2-2.5метрового слива, но все кончилось благополучно. Прошли этот участок дважды, ночевали на стоянке у грунтовой дороги по правой стороне реки, с оборудованными очагами, столиками и туалетами. Раньше там даже водоколонка с ручным насосом была, но сейчас она не работает, пришлось таскать воду от реки, до которой метров 500. Так как на воде не снимали, вот вам фотка с этой стоянки, чтобы не обидно было:



 Культшёон (Kultsjöån) – отличная крикинговая речка, нам очень понравилась. Прошли некоторое количество порогов, прыгнули пару водопадных сливов, на 3-4 метра.



Collapse )
call me captain

Швеция, снова в воду

   Вернулись в Швецию и первым делом заскочили посмотреть на порог Сторфорсен (Storforsen) на Питеэльвене. Сказать, что он впечатляет – это, считай, промолчать. В процессе осмотра нормативная лексика у меня отрубилась напрочь, чему немало способствовали виды заварных котлов, в которых спокойно можно разместить автобус, и крайне бодрых бочек. Общее падение и расход в 800 кубов также внушают. На данный момент это самая масштабная водносплавная жопа, которую я видел своими глазами.



Collapse )

   На этой радужной ноте мы, пожалуй, прервемся на недельку, как в море накупаюсь - продолжу.
call me captain

Норвегия, Лофотены

   Потом у нас случился неожиданный тайм-аут. Дело в том, что девочка Настя, катаясь на лодочке кверх ногами, внезапно повстречалась с камнем, до этого мирно лежавшим на дне. Не знаю, как он там себя теперь чувствует, но Насте после этой встречи срочно понадобились услуги местных врачей, приводить в порядок красоту слегка поломанного носа. Пока Антон возил ее по поликлиникам, больничкам и срался со страховой, остальная часть нашей компании отправилась в Норвегию, на Лофотенские острова.
   Очень хотели посмотреть на водовороты Мальмстрёма, в путеводители они весьма завлекательно расписаны. Правда, по путеводителям фиг поймешь, где он вообще расположен. Тем не менее выяснилось, что находится это чудо между крайними юго-западными островами Лофотенского архипелага, и мы ломанулись туда.



Collapse )
   А в следующей серии, дорогие мои читатели, нас ждет фестиваль викингов, так что не расходитесь, будет забавно.
call me captain

Энанизм

   Энан (Enan)

   Вода низкая. Заявленная категория – до 5 (международная), по моим оценкам – 4-6 (отечественная).
   Мы купились на впечатления предыдущей группы, которым река очень понравилась. А зря, воды у нас было существенно меньше, и даже наших каякеров утомила эта крикинговая река. Мы же на катамаране так и вовсе вымотались, проявляя чудеса ловкости и пропихивая между камней непропихиваемое.
   Основное препятствие – водопад высотой метров 6 и заходная ступень перед ним чуть выше метра. Прыгали трое – Серега, Ярослав и Антон, Антон удачнее всех. Яр свалился полулагом. Но в целом все трое – удачно.

   Серега




   Ярослав




   Антон



   Дальше – слалом между камней и скал с невысокими сливами (ну 2 метра – максимум). На каяке по средней воде будет интересно. На катамаране скорее всего не будет интересно никогда, уж больно тесно. Ну и плюс 3 км пешком на заброске – тоже не подарок. В общем, катамаранщикам очень не рекомендую, разве что в очень высокую воду можно попробовать. Но тогда там может стать опасно, уклон все же высокий и камней много.
   В качестве финального «бонуса» по нашей воде – ооочень мелкие и длинные перекаты в конце участка. Каякеры много толкались руками, мы слезли с ката и шли пешком аки посуху.

Collapse )
я

Шоа, водопады

 Предводопадный порог. Если я все верно понял - здесь залегли три катамарана украинцев, после чего ушли в водопад. Из 6 человек заплывших выжило двое...




Собственно, первый водопад. По разным прикидкам высота 7-9 метров. На фото выглядит каким-то невертикальным, но в реале - вполне себе водопад. Да еще с боем в стенку правого берега посередине. Красиво. Но лучше туда не попадать.



Collapse )
call me captain

Норвегия - некое подобие технического отчета

 Итак, приступим. Каякеров в Норвегию ездит много, катамаранщиков - почти не ездит. Во всяком случае, в каяк-кэмпе на Шоа нас восприняли как некую диковинку, да и отчетов по Норвегии от катамаранщиков я не видал. А зря. Места там отличные, дороги -подъезды/отъезды - замечательные, речки насыщенные и на самый разный вкус. Так что рекомендую, да и сам буду туда стремиться попасть еще. Ниже мои краткие впечатления о пройденных реках. Заявленная классификация - европейско-каякерская, взята отсюда, моя - российско-усредненно-катамаранная, взята из моей головы :)
Как правило, европейская категория - это +1 к российской, но не всегда.
Что мы успели попробовать из местных речек?
1. Шоа (она же Sjoa, Шуа, Шуя)
День первый - нижний каньон (Амот, Amot gorge, заявленная категория 4+/5, по моим оценкам - 4 в фоне, местами 5, вода средняя). Начинается ниже каяк-кэмпа, после слаломной трассы и деревянного моста через реку, заканчивается впадением Шоа в Лаген и автомобильным мостом. Короткий, насыщенный участок, постоянная мощная шивера в фоне, несколько порогов без явно выраженных сливов, но требующих правильной траектории и слаженной работы для прохождения. В принципе, сильная группа может идти сходу, но желательно все же просмотреть наиболее сомнительные места. При наличии сил и времени можно пройти 2-3 раза за день :)
День второй  - Ridder Spranget Section (3/5+ в зависимости от уровня воды, по моим оценкам - 4/5, водопады обносим, вода средняя). Начинается от притока Веу (если я ничего не путаю), заканчивается водопадами Nordse Trodafoss, мы прошли ниже водопадов в верхний каньон Шоа. Мощные пороги, перемежающиеся водопадами разной высоты и сложности. Мы обнесли  водопад высотой порядка 4-5 метров (река делится на 2 протоки, более ходимой кажется правая), водопад, чем-то напоминающий Чертов Мост на Чулышмане, только раза в полтора выше, и связку из трех водопадов и одного сифона у автомобильного моста. На этом препятствии лучше остановиться подробнее, так как двумя днями позже нас там погибли четверо украинских катамаранщиков. Подробности случившегося мне неизвестны, но судя по фото в норвежских газетах ребята ухитрились попасть тремя катамаранами в первый водопад (порядка 7-8 м, с боем в правую стену), после чего их катамараны осели в сифоне, а уж где именно погибли люди - остается только догадываться. После сифона - короткий быстроток, пара сливов и еще 2 водопада, шансов выжить в этой связке крайне мало...
У нас в этот день один переворот после связки водопадов в пороге на косом валу, самоспас без потерь.
Водопады: фото, видео
День третий - проходим несколько простых порогов и шивер, останавливаемся у моста через реку, перед связкой из нескольких порогов.
День четвертый - просматриваем 2 порога верхнего каньона Шоа и решаем с реки уходить. Вода сильно поднялась, в порогах мощные бочки через всю реку, шансов на безаварийное прохождение достаточно мало.
2. Финна (она же Finna, заявленная категория 4+, по моим оценкам - 5-5+, вода выше среднего). Начало - от моста на притоке Финны - Шерве (Skjerva), конец - после выхода из каньона, недалеко от впадения в Отту.
ИМХО, лучшая река за наш выезд, с небольшим расходом, но крутопадающая и почти без камнежопинга по мелким участкам. Постоянные сливы/бочки/котлы/прижимы не дают расслабиться, просмотр в ряде мест невозможен, т.к. река течет в каньоне с вертикальными стенками. Психологически и физически идти тяжело, одно радует - водопадов на этом участке нет, максимум - сливы по 2.5-3 метра или горки метра на 4. Страховка как с берега, так и с воды сильно затруднена, приходится рассчитывать на себя. 2 переворота, один из них с долгим заплывом на перевернутом катамаране по сливам и бочкам, в обоих случаях самоспас. Потеряно 2 весла, сломано одно.
3. Бовра (она же Bovra), нижний участок (заявленная категория 3/4, по моим оценкам 4+, водопады обносим, вода средняя). 
Достаточно простой участок, начинается от автомобильного моста, заканчивается в городе Лом у автозаправки перед водопадом. Фон простой и ненапряжный, сложность представляют лишь мощные бочки на выходе из двух каньонных участков, убежать от которых непросто. Желателен просмотр или катамаран объемом побольше :)
Один переворот на непросмотренном участке в косом валу, обнос водопада. Нижний водопад не обносим, т.к. заканчиваем маршрут прямо перед ним. Водопады высотой 5-7 м, невертикальные, выглядят ходимыми, особенно второй, в Ломе. Тем не менее в них предпочитают не соваться даже каякеры, и я их понимаю. У верхнего водопада мощный заварной котел в чашке под сливом, убежать оттуда будет непросто.
4. Шоли (она же Скйоли, Skjoli, заявленная категория 4/5 в зависимости от уровня воды, по моим оценкам - 4+, вода ниже среднего). Сплавной участок начинается напротив красивейшего водопада-притока по правому берегу, от того места, где грунтовка ближе всего подходит к воде, заканчивается у автомобильного моста. Можно выброситься чуть раньше, у водомерного поста в каньончике, по левому берегу, но там очень неудобно чалить катамараны. места в улове хватает всего лишь на одно судно.
Шустрая, маловодная (расход существенно ниже, чем в Финне, ширина тоже раза в полтора меньше), крутопадающая игровая речка. На неканьонном участке в малую воду много камнежопинга, в среднюю воду должно быть существенно лучше. В высокую воду каякеры туда предпочитают не соваться. Куча удовольствия, 2 погнутые поперечины и пересчитавший шлемом на сливе камни каякер. Водопадов нет.
5. Лаген (он же Логен, Lagen, заявленная категория 4/5, по моим оценкам - 5, водопад обносим, вода средняя). Сплавной участок - от деревянного автомоста через реку на боковом грунтововм ответвлении от основной дороги, конец - в городе Отта, водопад - чуть ниже нового и старых автомостов через реку. Простые прогонные участки, мощные пороги, примерно 7-метровый водопад. Обнос водопада+обнос заходной ступени перед водопадом (кроме одного катамарана) из-за опасности улететь в водопад в случае переворота. Сломанная поперечина в пороге после водопада, после чего сплав был продолжен 2 катамаранами, оставшийся вытащен на дорогу по крутым стенкам ущелья. Один переворот в пороге ниже водопада, самоспас.
6. Рёума (она же Раума, Rauma).
Верхняя часть (заявленная категория 4/5, по моим оценкам - 4/5, вода ниже среднего) начинается от автомоста в Bjorli, заканчивается у следующего автомоста. Ниже - ж/д мост, от него начинаются водопады Нижней Рёумы. Отличный игровой участок со спокойными плесами и интересными порогами. Страховка и просмотр - легко. Прыгнули красивый 4-метровый водопад, порвали упоры, после чего с реки пришлось сняться, а жаль, до моста оставалось еще пара километров и наверняка несколько интересных порогов. Очень приятный и ненапряжный участок, хочу сюда еще :)

По рекам, начиная с Бовры, есть GPS-координаты точек заброски/выброски, если кому надо - пишите, выложу.
я

Тест-драйв палатки Salewa Micra

Напуганный перспективой 60-километровой пешки с катамараном в рюкзаке, решил заняться облегчением снаряги. Опять же, отслужившая 9 лет Oktopus Sierra3 потекла, молнии стали разваливаться и даже лопнула одна из дуг. Некоторое время выбирал из компактных двухместных палаток и купил-таки Salewa Micra.
Вот такую:

В походе палатка подвергалась всякому, в результате чего сложилось следующее мнение:

+не течёт (впрочем, неудивительно - новая же)
+легко ставится и снимается в одно лицо. Цветовая маркировка дуг и мест их крепления к палатке - для особо неразбирающихся в вопросе.
+весит 2.5 кило
+классные колышки - толстый, но легкий алюминиевый пруток, в грунте сидят хорошо, грязь не собирают
+теплая
+снаружи тент обработан силиконом - не мокнет вообще

-слабо вентилируется, несмотря на то, что куча сетки
-КОНДЕНСАТ!!! МНОГО!!! На старых версиях этой палатки вентиляционные окошки на тенте не требовали оттяжек и при этом замечательно справлялись со своей работой. На новой палатке если эти оттяжечки не оттянуть - в конденсате просто утонете. Если оттянуть - его просто будет много. Мало его было всего пару раз за поход. Не было вообще - один раз. Но мы стояли на ветреном месте и палатку я располагал спецом так, чтобы ее ветром через вентиляцию продувало насквозь...
-изнутри тент силиконом не обработан. То есть снаружи тент сухой, даже если дождь был. А изнутри мокрый и сохнет не меньше получаса, даже если дождя не было
-тесная в области плечей/головы
-маленький тамбур (и всего один). Впрочем, это плата за низкий вес.
-дурацкий чехол. Слишком большой и плохо сшитый.

В общем, в качестве единственной палатки на все случаи жизни не покатит. Надо покупать еще одну полноразмерную трешку с двумя тамбурами. Тем более - дети...