Dusty (dusty) wrote,
Dusty
dusty

Норвегия, Финна

На следующий день шли кусок Шоа ниже водопадов. Ничем особенным этот день не запомнился, дошли быстренько до моста, у которого тусовались рафтеры, и всё. Света сбегала на просмотр, принесла некоторое количество видео того, что нам предстояло идти на следующий день. Посмотрели. Водички много, водичка злая. По словам Светы и Ярослава - этот кусок они шли 4 года назад в компании Доктора Васина, но воды было куда меньше.
   Переночевали. Всю ночь лил дождь, с утра вода мутная и явно повысилась. Настроение упало, стало ясно, что на порогах будет еще веселее, чем вчера. Заехали к оставленным катамаранам, пробежались вдоль реки. Просмотрели пару трехступенчатых порогов. Сливы, нехорошие бочки, вода мощная. Реальные шансы на прохождение более-менее имеет только экипаж Антона-Жени, у них посудина покрупнее прочих. Антон хочет идти, Женя - не особо. Света предлагает пари, в каком сливе они лягут, если пойдут. Утверждает, что не позже второго. В общем, решаем сплав по Шоа закончить, посмотреть, что тут еще в округе есть.
   Яр со Светкой морщат мозги. вспоминают прикольную речку, на которой было бы поменьше воды. Вспомнили Финну, говорят, там было весело. Ну весело - так весело, поехали. В чем именно заключалось веселье - никто отчего-то так и не уточнил. А зря...
   Ехать от Шоа примерно часа полтора, проезжаем красивое озеро-водохранилище, сворачиваем в долину Финны. Сначала дорога бежит вдоль берега реки, потом уходит сильно вверх, а долина явно превращается в каньон, вылезать оттуда в случае чего будет очень-очень проблематично.
   Доезжаем до моста через приток Финны - Шерву, надуваемся, слезаем к воде. Водички в Шерве небогато, местами катамаран едва помещается между камнями, да и ширина самой реки метров 5-6... Ну да ладно, поместимся как-нибудь, тем более до Финны недалеко. Уклон внушает уважение, на 8 км предстоящего сплава падение примерно 200-220 м, точнее ГПС сказать затрудняется.
Шерва в районе моста:

Поплыли. Думать приходится быстро, работать - еще быстрее, тем не менее идется кривовато, местами раком-боком, едва успеваем выправить судно перед наиболее неприятными кусками. До впадения в Финну долетаем быстро, облегченно выдыхаем - в месте впадения долина расширяется, уклон падает, воды становится побольше. Выдохнули, как оказалось, рановато...
Финна тут же входит в каньон, сужается и начинается аквапарк: сливы прямые, сливы косые, низкие, высокие, сливы в стенку, в камни, сливы, переходящие в другие сливы... Расход воды вроде и небольшой, но бочки злые, тормозят, держат, ставят каты на корму, на нос, на борт. Места для чалок есть, но силы кончаются очень быстро, еле отдышался - тебе уже опять вставляет по полной программе. В одной из бочек у нас отрывает запасное весло, но мы даже не бросаемся его догонять - хрен с ними, с полутора тысячами, у нас нету сил, еле зачаливаемся к берегу, а за поворотом отсвечивает очередная жопа...
   Просмотр практически невозможен, берега слишком крутые и обрываются прямо в воду, страхуемся вроде как тандемом, но шансы отловить уплывшего в случае переворота человека откровенно невелики.
   Ярослав со Светой застревают в нехорошем двухступенчатом сливе, мы с трудом обходим их, сливаемся жопой вперед, чудом не переворачиваемся. Антохе с Женей везет меньше, они решили идти правее - в результате переворот. Короткий заплыв в обнимку с катом - и ребята зачаливаются к берегу.
   Следующими пробуем финнскую водичку на вкус мы с Серегой. В каком-то сливе нас ставит на кормовую свечу и кладет по диагонали через мой баллон, я выныриваю между поперечинами и вижу, что Серегу оторвало от судна и он плывет примерно в метре, причем без весла. Пытаюсь протянуть ему своё и подтащить к кату, но он уже подплыл сам, и вылезает на раму. Дальнейшее - как в замедленном кино: нас валит со слива и заваривает вместе с судном в бочке. Сверху поливает, снизу водой пытается оторвать от катамарана и вырвать из рук весло. Держаться одной рукой за раму, другой за лопату неудобно, зажимаю весло ногами, хватаюсь за раму обеими руками - плыть отдельно от судна я категорически не хочу. Мимо пролетает Жене-Антохинский кат, Антоха хотел нас выбить своим судном из бочки. Женя в последний момент нас пожалел и свернул левее. Спасибо ему, только поперечины, прилетевшей в лобешник, мне и не хватало для полного счастья.
   Катамаран месит в бочке, вытягиваю ноги вниз, стараюсь зацепить донную струю, чтоб нас таки вытащило из-под слива. Удается, плывем дальше. Вылезаю на баллон. Серега сидит на раме, на двоих у нас одно весло - Серега свое упустил, очередную запаску оторвало от рамы и унесло водой. Нас тащит все дальше и дальше, долбит об камни, прижимает к скале, сваливаемся со слива, второго... "Ноги, ноги подбери!" - орет Коновалов. Действительно, ноги из-под рамы лучше убрать, нас несет на обливной камень, там их и прищемить может. Впрочем, я и сам его прекрасно вижу. Пытаюсь грести и загнать катамаран в улов, это удается. Однако спокойной воды слишком мало, нас отрывает от берега и тащит дальше. Еще попытка - почти удалось, выпрыгиваю на камни, пытаюсь удержать кат у берега, сил не хватает, струя сильнее. "Куда ты, прыгай обратно!" - кричит Серега. Прыгаю. Оставаться одному в маленьком кармане спокойной воды в окружении вертикальных стенок неохота. "Твою мать!!!" -впереди маячит довольно-таки высокий слив с отличной бочкой, нам явно туда, без вариантов. Распираюсь между баллонами, вцепляюсь в раму... прошли. Сразу за сливом отличный улов у берега, гребу со всей дури - отлично, зачалились. Достаю рацию, связываюсь с нашими. У них все в порядке, ждем их, достаем спасконец и фотоаппарат.
   Вот и они:

отсюда мы сыпались в обнимку с перевернутым катом:

Забираем у ребят еще одну запаску, переворачиваем кат, продолжаем сплав. Через некоторое выясняется, что переворот не прошел даром для моего весла - оно где-то сильно ударилось о камни, расслоилось и теперь лопасть согнулась пополам. Жаль, я привык к этой лопате, уже лет 10 копаю ей воду... Скрепя сердце, выкидываю на берег, ремонту это не поддается. Минус еще одно весло...
   Постоянное втыкалово продолжается, непрерывное падение, сливы, сливы, бочки, камни, прижимы, видимость по-прежнему 50-100 метров. Усталость. И физическая, и моральная. Мы с Серегой идем уже "на зубах", была бы возможность сойти с реки - сошли бы. Но возможности нет.
   И вот... вот оно счастье! Река выходит из каньона, долина резко расширяется, уклон падает. Урааа!!!! По берегам реки - поселок, значит идти осталось всего ничего, в качестве бонуса - искусственные пологие сливы метра по 2 высотой, без бочек, ну чисто детские горки. Мы и радуемся как дети.
   Возле заправки вылезаем, вытаскиваем суда через ограду на парковку, переодеваемся, дурачимся, изображаем сцену классовой ненависти:

Что сказать? Отличная, отличная река. Вынимает всю душу, зато сплав по ней - это Событие с большой буквы, очень красивое и насыщенное. Сразу после прохождения я был готов поклясться, что никогда туда больше не вернусь. Сейчас - не знаю. Пожалуй, это лучшая река за наш выезд...