Dusty (dusty) wrote,
Dusty
dusty

Categories:

Норвегия - некое подобие технического отчета

 Итак, приступим. Каякеров в Норвегию ездит много, катамаранщиков - почти не ездит. Во всяком случае, в каяк-кэмпе на Шоа нас восприняли как некую диковинку, да и отчетов по Норвегии от катамаранщиков я не видал. А зря. Места там отличные, дороги -подъезды/отъезды - замечательные, речки насыщенные и на самый разный вкус. Так что рекомендую, да и сам буду туда стремиться попасть еще. Ниже мои краткие впечатления о пройденных реках. Заявленная классификация - европейско-каякерская, взята отсюда, моя - российско-усредненно-катамаранная, взята из моей головы :)
Как правило, европейская категория - это +1 к российской, но не всегда.
Что мы успели попробовать из местных речек?
1. Шоа (она же Sjoa, Шуа, Шуя)
День первый - нижний каньон (Амот, Amot gorge, заявленная категория 4+/5, по моим оценкам - 4 в фоне, местами 5, вода средняя). Начинается ниже каяк-кэмпа, после слаломной трассы и деревянного моста через реку, заканчивается впадением Шоа в Лаген и автомобильным мостом. Короткий, насыщенный участок, постоянная мощная шивера в фоне, несколько порогов без явно выраженных сливов, но требующих правильной траектории и слаженной работы для прохождения. В принципе, сильная группа может идти сходу, но желательно все же просмотреть наиболее сомнительные места. При наличии сил и времени можно пройти 2-3 раза за день :)
День второй  - Ridder Spranget Section (3/5+ в зависимости от уровня воды, по моим оценкам - 4/5, водопады обносим, вода средняя). Начинается от притока Веу (если я ничего не путаю), заканчивается водопадами Nordse Trodafoss, мы прошли ниже водопадов в верхний каньон Шоа. Мощные пороги, перемежающиеся водопадами разной высоты и сложности. Мы обнесли  водопад высотой порядка 4-5 метров (река делится на 2 протоки, более ходимой кажется правая), водопад, чем-то напоминающий Чертов Мост на Чулышмане, только раза в полтора выше, и связку из трех водопадов и одного сифона у автомобильного моста. На этом препятствии лучше остановиться подробнее, так как двумя днями позже нас там погибли четверо украинских катамаранщиков. Подробности случившегося мне неизвестны, но судя по фото в норвежских газетах ребята ухитрились попасть тремя катамаранами в первый водопад (порядка 7-8 м, с боем в правую стену), после чего их катамараны осели в сифоне, а уж где именно погибли люди - остается только догадываться. После сифона - короткий быстроток, пара сливов и еще 2 водопада, шансов выжить в этой связке крайне мало...
У нас в этот день один переворот после связки водопадов в пороге на косом валу, самоспас без потерь.
Водопады: фото, видео
День третий - проходим несколько простых порогов и шивер, останавливаемся у моста через реку, перед связкой из нескольких порогов.
День четвертый - просматриваем 2 порога верхнего каньона Шоа и решаем с реки уходить. Вода сильно поднялась, в порогах мощные бочки через всю реку, шансов на безаварийное прохождение достаточно мало.
2. Финна (она же Finna, заявленная категория 4+, по моим оценкам - 5-5+, вода выше среднего). Начало - от моста на притоке Финны - Шерве (Skjerva), конец - после выхода из каньона, недалеко от впадения в Отту.
ИМХО, лучшая река за наш выезд, с небольшим расходом, но крутопадающая и почти без камнежопинга по мелким участкам. Постоянные сливы/бочки/котлы/прижимы не дают расслабиться, просмотр в ряде мест невозможен, т.к. река течет в каньоне с вертикальными стенками. Психологически и физически идти тяжело, одно радует - водопадов на этом участке нет, максимум - сливы по 2.5-3 метра или горки метра на 4. Страховка как с берега, так и с воды сильно затруднена, приходится рассчитывать на себя. 2 переворота, один из них с долгим заплывом на перевернутом катамаране по сливам и бочкам, в обоих случаях самоспас. Потеряно 2 весла, сломано одно.
3. Бовра (она же Bovra), нижний участок (заявленная категория 3/4, по моим оценкам 4+, водопады обносим, вода средняя). 
Достаточно простой участок, начинается от автомобильного моста, заканчивается в городе Лом у автозаправки перед водопадом. Фон простой и ненапряжный, сложность представляют лишь мощные бочки на выходе из двух каньонных участков, убежать от которых непросто. Желателен просмотр или катамаран объемом побольше :)
Один переворот на непросмотренном участке в косом валу, обнос водопада. Нижний водопад не обносим, т.к. заканчиваем маршрут прямо перед ним. Водопады высотой 5-7 м, невертикальные, выглядят ходимыми, особенно второй, в Ломе. Тем не менее в них предпочитают не соваться даже каякеры, и я их понимаю. У верхнего водопада мощный заварной котел в чашке под сливом, убежать оттуда будет непросто.
4. Шоли (она же Скйоли, Skjoli, заявленная категория 4/5 в зависимости от уровня воды, по моим оценкам - 4+, вода ниже среднего). Сплавной участок начинается напротив красивейшего водопада-притока по правому берегу, от того места, где грунтовка ближе всего подходит к воде, заканчивается у автомобильного моста. Можно выброситься чуть раньше, у водомерного поста в каньончике, по левому берегу, но там очень неудобно чалить катамараны. места в улове хватает всего лишь на одно судно.
Шустрая, маловодная (расход существенно ниже, чем в Финне, ширина тоже раза в полтора меньше), крутопадающая игровая речка. На неканьонном участке в малую воду много камнежопинга, в среднюю воду должно быть существенно лучше. В высокую воду каякеры туда предпочитают не соваться. Куча удовольствия, 2 погнутые поперечины и пересчитавший шлемом на сливе камни каякер. Водопадов нет.
5. Лаген (он же Логен, Lagen, заявленная категория 4/5, по моим оценкам - 5, водопад обносим, вода средняя). Сплавной участок - от деревянного автомоста через реку на боковом грунтововм ответвлении от основной дороги, конец - в городе Отта, водопад - чуть ниже нового и старых автомостов через реку. Простые прогонные участки, мощные пороги, примерно 7-метровый водопад. Обнос водопада+обнос заходной ступени перед водопадом (кроме одного катамарана) из-за опасности улететь в водопад в случае переворота. Сломанная поперечина в пороге после водопада, после чего сплав был продолжен 2 катамаранами, оставшийся вытащен на дорогу по крутым стенкам ущелья. Один переворот в пороге ниже водопада, самоспас.
6. Рёума (она же Раума, Rauma).
Верхняя часть (заявленная категория 4/5, по моим оценкам - 4/5, вода ниже среднего) начинается от автомоста в Bjorli, заканчивается у следующего автомоста. Ниже - ж/д мост, от него начинаются водопады Нижней Рёумы. Отличный игровой участок со спокойными плесами и интересными порогами. Страховка и просмотр - легко. Прыгнули красивый 4-метровый водопад, порвали упоры, после чего с реки пришлось сняться, а жаль, до моста оставалось еще пара километров и наверняка несколько интересных порогов. Очень приятный и ненапряжный участок, хочу сюда еще :)

По рекам, начиная с Бовры, есть GPS-координаты точек заброски/выброски, если кому надо - пишите, выложу.
Tags: Бовра, Лаген, Норвегия, Рёума, Финна, Шоа, Шоли, походы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments